Нажал на кнопку ESP. Что на самом деле отключилось?
По опросам, две трети водителей никогда не отключают систему ESP. Причина зачастую кроется в незнании того, что именно отключает соответствующая кнопка. «За рулем» объясняет, в какой ситуации нажать на кнопку «ESP OFF» просто необходимо.
Базовый набор
Вначале на автомобилях появилась система АБС, которая позволяла автомобилю тормозить с максимальной эффективностью. При этом колеса не блокировались «наглухо». Электроника допускала их проворачивание с проскальзыванием не более нескольких процентов. Это позволяло сохранять управляемость и курсовую устойчивость автомобиля при торможении. Дальше конструкторы добавили системы контроля тяги и электронной стабилизации. С 1 января 2016 года Технический регламент Таможенного союза не позволяет сертифицировать для продаж в России автомобиль без системы ABS.
Противобуксовочная система на разных автомобилях называется по-разному: TCS, ASR, A-TRAC, ETS и т.д., но суть всегда одна — не давать машине буксовать. Однако без пробуксовки в определенных условиях просто не обойтись. К примеру, чтобы выбраться из глубокого снега зимой или песка летом, необходимо, чтобы автомобиль мог достаточно интенсивно проворачивать колеса. А с включенной противобуксовочной системой порой автомобили, особенно заднеприводные, застревают даже в неглубоком снегу. Водитель видит на приборной панели моргающий индикатор ограничения тяги, при этом ведущие колеса поворачиваются короткими толчками по четверть оборота раз в полсекунды. Сугроб таким образом точно не преодолеть.
Работает противобуксовочная система совместно с Electronic Stability Program (ESP) – системой, обладающей более широкими полномочиями и более интенсивно вмешивающейся в процесс управления автомобилем.
Что такое ESP?
ESP предназначена для того, чтобы контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в сложных дорожных ситуациях — не допустить срыва автомобиля в занос и сильное боковое скольжение. Иными словами, она помогает сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля при прямолинейном движении на сильно неоднородных покрытиях и, тем более при поворотах. Поэтому в литературе, да и в разговорной речи ESP часто называют «системой поддержания курсовой устойчивости» или «противозаносной системой».
ESP вместе с другими системами умеет не только ограничивать крутящий момент на ведущих колесах автомобиля, но и притормаживать отдельные колеса машины, помогая ей, например, вписаться в поворот. Для этого система имеет в своем распоряжении датчики продольных и поперечных ускорений и может определять скорость вращения автомобиля относительно вертикальной оси.
Что, если отключить ESP?
Автопроизводители знают, что аббревиатура ESP хорошо знакома водителям, и поэтому на соответствующей кнопке обычно пишут «ESP OFF». На самом деле у разных автомобилей отключение систем безопасности выглядит по-разному. Например, у сверхпопулярного кроссовера Hyundai Creta алгоритм работы кнопки «ESP OFF» таков: первое нажатие отключает только антипробуксовочную систему. Второе нажатие (длительностью 3 секунды) отключает ESP полностью. То есть темпераментный водитель может отключать зимой только антипробуксовку, а ESP в случае чего подстрахует.
У некоторых автомобилей отключается только противобуксовочная система. У иных отключение ESP происходит частично. Система курсовой устойчивости распускает «электронный ошейник», но не полностью. На больших скоростях электроника все же вмешивается в управление.
Система ESP отключается не «пожизненно», а до момента выключения зажигания или до достижения автомобилем определенной скорости. Обычно после 40-50 км/ч система курсовой устойчивости активируется автоматически.
Зачем отключать ESP?
По большому счету незачем. Разве что похулиганить, то есть намеренно пустить машину в занос на скользком покрытии. Не рекомендуем делать это на дорогах общего пользования. А вот функция отключения противобуксовочной системы пригодится тем, кто застрял в снегу или грязи. Без небольшой пробуксовки выбраться будет сложно.
Могу дать банальный совет. Даже если вы владеете автомобилем не первый месяц, а может быть и не первый год, не поленитесь посмотреть в инструкции к автомобилю раздел о работе и особенностях отключения электронных систем безопасности. Учитывая, что на улице зима, возможно, своевременное отключение системы поможет вам преодолеть сложный участок дороги.
Желаю вам свободных дорог и расчищенных от снега мест для парковки, чтобы не приходилось пользоваться кнопкой отключения электронных систем безопасности.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Тема: Работа ESP
51 122
Работа ESP
Загоралась ли у кого лампа ESP? Каким должен быть занос, чтоб система стабилизации включилась? Хотел посмотреть, когда она включится, но так и не вышло :-)
6 9
Как то резко тормозил перед поворотом и сработала ESP, начала мигать на приборке+аварийка включилась из-за резкого тормоза
51 122
У меня при относительно резком торможении абс включалась, но без миганий на приборке и без включения аварийки, видимо надо еще резче попробовать
2,104 2,876
Сообщение от Егор
У меня при относительно резком торможении абс включалась, но без миганий на приборке и без включения аварийки, видимо надо еще резче попробовать
Для того, чтобы ESP увидеть нажми резко тормоз в повороте на скользкой дороге вернее не на дороге, а на поверхности — автодрома или свободной площадки.Знать границы срабатывания — полезно для водителя.
Также значок горит при срабатывании антибукса- это тоже один из компонентов системы стабилизации — газани порезче на скользкой прямой.
Тема: Работа ESP
51 122
Работа ESP
Загоралась ли у кого лампа ESP? Каким должен быть занос, чтоб система стабилизации включилась? Хотел посмотреть, когда она включится, но так и не вышло :-)
6 9
Как то резко тормозил перед поворотом и сработала ESP, начала мигать на приборке+аварийка включилась из-за резкого тормоза
51 122
У меня при относительно резком торможении абс включалась, но без миганий на приборке и без включения аварийки, видимо надо еще резче попробовать
2,104 2,876
Сообщение от Егор
У меня при относительно резком торможении абс включалась, но без миганий на приборке и без включения аварийки, видимо надо еще резче попробовать
Для того, чтобы ESP увидеть нажми резко тормоз в повороте на скользкой дороге вернее не на дороге, а на поверхности — автодрома или свободной площадки.Знать границы срабатывания — полезно для водителя.
Также значок горит при срабатывании антибукса- это тоже один из компонентов системы стабилизации — газани порезче на скользкой прямой.