Практически все владельцы автомобилей рано или поздно сталкиваются с проблемой разрядки аккумулятора, что лишает их возможности запустить мотор. Существует целый ряд способов, как завести его на месте, но если такая ситуация произошла, то придется в ближайшее время заряжать батарею полноценно. Особенно актуально такое в зимнее время, когда на устройство повышается нагрузка и справиться самостоятельно с восстановлением уровня заряда оно уже не может.
Аккумуляторы в большинстве своем состоят из определенной емкости, внутри которой находится электролит, а также пластины с положительным и отрицательным зарядом. Выделяют 3 типа автомобильных батарей:
- Кальциевые;
- Сурьмянистые;
- Гибридные.
Каждый из этих видов имеет свои особенности, например, первый вариант устойчив к саморазряду и выкипанию, однако его существенный недостаток в том, что после нескольких глубоких разрядов он может «умереть» навсегда. В нашей статье мы обсудим все, что касается кальциевых автомобильных аккумуляторов, выясним как правильно и как часто им необходима зарядка и другие нюансы использования.
Частота подзарядки
С вопросом о том, когда заряжать аккумулятор, сталкиваются многие неопытные автомобилисты. Здесь все зависит от того, какой генератор установлен на вашей машине, где, как и на чем вы ездите. Например, в летнее время можно вообще не думать о том, чтобы зарядить аккумулятор, поскольку при исправности работы всех систем, вырабатываемой энергии от генератора будет достаточно для работы автомобиля. Дело в том, что на холостых оборотах двигателя он создает приблизительно 40А, а в рабочем режиме – 60А и больше. Поэтому думать о дополнительной подзарядке нет необходимости.
Другая ситуация наблюдается в холодное время года – зимой. Если у вашего автомобиля нет поломок, система запуска хорошо настроена, то в условии частого использования в среднестатистическом городе заряжать аккумулятор придется раз в полтора-два месяца. Такая частота позволит вам спокойно ездить по трассе, в пробках и не бояться, что батарея сядет не вовремя.
Следует отметить, что если температура падает ниже -30 градусов, то зарядка может проводиться еще чаще, поскольку многократный пуск стартера увеличивает нагрузку на батарею, а соответственно и скорость его разрядки. Если вы, таким образом, посадили свою батарею (неудачными попытками запуска), то необходимо как можно быстрее начать заряжать аккумулятор, поскольку электролит теряет свою плотность и может замерзнуть, что приведет к повреждению всего устройства и необходимости его замены. Помимо этого, длительная разрядка может привести к сульфатации пластин, а поэтому заряжать нужно вовремя.
Чтобы упростить вам задачу и легче ориентироваться, ниже будет представлено соотношение плотности электролита (приведенная к 25°С, г/см3) к температуре замерзания (°С):
- 1,09 / -7
- 1,12 / -10
- 1,14 / -14
- 1,16 / -18
- 1,18 / -22
- 1,20 / -40
- 1,23 / -43
- 1,24 / -50
- 1,26 / -58
Состояние разряженного аккумулятора
Следует отметить, что в зависимости от степени разрядки батареи, заряжать ее необходимо будет с некоторыми особенностями. Нерабочий АКБ, как правило, может находиться в двух состояниях:
- Долгое время без зарядки, что привело к процессу сульфатации;
- Короткий промежуток времени в теплом помещении без эксплуатации.
Первый вариант немного отличается от привычного процесса зарядки батареи. Дело в том, что кальциевый аккумулятор при нормальной подпитке преобразовывает кристаллы сульфата свинца в металлический свинец. В результате этого АКБ восстанавливается и его можно вновь использовать на своем автомобиле.
Если же произошла сульфатация пластин, то здесь уже все по-другому. Когда аккумулятор находиться долгое время с низким зарядом, то сульфат свинца начинает понемногу растворяться до тех пор, пока не наступит полное насыщение электролита. После этого он выходит на поверхность пластин, но уже в таком виде, который растворить не получится. Таким образом, возникший нарост отгораживает электролит от пластин, что приводит к значительному уменьшению емкости АКБ.
Заряжать кальциевую батарею в таком состоянии нужно в несколько ступеней:
- Начать процесс с током 10 % от общей емкости и использовать такой режим приблизительно 15 часов;
- Полностью разрядить АКБ любым способом;
- Повторить первую ступень до полной зарядки.
Во втором случае заряжать батарею кальциевого типа нужно по общим правилам, то есть током в 10 % от общей емкости АКБ. Например, для аккумулятора в 60 Ач, нужно применять ток в 6А и заряжать до плотности электролита 1,28 г/см³. Однако будьте готовы, что зарядка может потребовать приблизительно одни сутки. Контролировать показатели можно либо с помощью специальных датчиков на устройстве, либо с помощью специального прибора (ареометра). Понять, что заряжать аккумулятор уже хватит можно по тому, что электролит начнет немного кипеть, а внешняя часть АКБ нагреется до температуры 35-40 °С.
Практические рекомендации
Для того чтобы определить необходимость зарядки аккумулятора, необходимо измерить напряжение разомкнутой цепи. Делать это нужно минимум через 5-6 часов после завершения работы мотора.
Если полученный показатель будет меньше 12,5В, то заряжать батарею вам придется в ближайшее время. Проводить подобные замеры желательно несколько раз в месяц, особенно в зимнее время.
Качество процесса зарядки во многом зависит от устройства, которое вы будете для этого использовать. На рынке представлено огромное количество специальных устройств, однако справедливости ради стоит отметить, что больше половины из них некачественные и неспособны правильно зарядить АКБ.
Например, если рассмотреть полуавтоматическое зарядное устройство. Она начинает работать и подавать напряжение, а когда достигает приблизительно 14,5В, то заряжать перестает. Загорается соответствующий индикатор, и водитель радостно устанавливает батарею на автомобиль. Однако есть один нюанс. Исследования показали, что в таком случае кальциевый аккумулятор заряжается менее чем на 30 %.
Поэтому прежде чем приобрести какое-то устройство, внимательно изучите его возможности и характеристики. Предпочтительно использовать аппарат, который способен выдавать напряжение в 16В на выходе. Также читайте инструкцию, поскольку она позволит вам понять, как правильно должна проводиться зарядка и так далее.
Понять, что батарея заряжена вам помогут следующие признаки:
- Горячий корпус АКБ;
- Кипение электролита;
- Плотность электролита 1,28 г/см³ в каждой банке.
Помните, что заряжать аккумулятор нужно в теплом, сухом и проветриваемом помещении, поскольку процесс будет сопровождаться выделением смеси кислорода и водорода, а это, как известно, гремучий газ. Нельзя курить, разводить огонь или создавать искры в непосредственной близости от заряжаемого АКБ. Перед зарядкой и после нее аккумулятор нужно хорошо почистить и протереть, используя несинтетическую ветошь.
Как вы уже поняли, зарядка аккумулятора кальциевого типа имеет свои особенности. Рекомендуется периодически проверять его состояние, чтобы избежать проблем и неожиданных трудностей в дороге, особенно зимой, когда начинают использоваться различные обогревы зеркал, руля или сидений, печка и другие потребители энергии. В таких условиях генератор может не справляться с восстановлением АКБ, поэтому заряжать его нужно чаще. Соблюдайте все наши рекомендации, учитывайте нюансы эксплуатации, и вы всегда сможете быть уверенным в своем автомобиле!
«Предпочтительно использовать аппарат, который способен выдавать напряжение в 16В на выходе.»
Статья на выброс.
ЛЕОНИД- аккумуляторщик с 45 летним стажем.
Единственно, что в статье написано неправильно, то это то, что акб нужно (Полностью разрядить АКБ любым способом). Кальцевые АКБ нельзя разряжать ниже напряжения 10,5-10,8 вольта, эти аккумуляторы не терпят глубоких разрядов. Зарядное устройство должно выдавать в конце заряда 16,2-16,5 вольта и способное уменьшать автоматически зарядный ток до 0 в зависимости от степени зарядки. Только таким зарядным устройством можно зарядить кальциевые акб до 100%, а автоматическим которое ограничивает напряжение 14,8в. зарядить можно на 45-50%, напряжением 15,5в. до 70-80%, и не когда не поднять плотность в акб до заводского значения 1,27-1,28.
Для тех у кого акб не обслуживаемые (нет доступа к электролиту в банках), плотность электролита можно узнать по формуле, 1 зарядить акб зарядным который выдает в конце заряда напряжение 16,2-16,5 в. 2 проследить за напряжением на клеммах акб в конце заряда, если напряжение перестало изменятся, дать побулькать электролиту ещё пару часов.для поднятия плотности электролита до заводского значения. 3 процессе зарядки следить за температурой нагрева акб не более 45 градусов. 4 выключить акб дать ему остыть дать отстоятся примерно 12 часов. 5 после 12 часов проверить напряжение на клеммах акб,напряжение должно быть не менее 12,6-12,7в. Далее применяя формулу 12,7/6-0,84=1,276 12,7\6=2,116-0,84=1,276, высчитываем плотность электролита в банках акб 1,27=100% зарядки
Например 12,4\6-0,84=1,22, плотность электролита = 1,22, что равно 50% зарядки акб, нужно позаботится о зарядки акб иначе начнется сульфатация пластин в акб.
Расшифровка формулы 12,7- напряжение акб 6- количество банок в акб 0,84 постоянное число. Желаю всем правильной зарядки акб.
Рекомендую для зарядки акб СА-СА приобрести зарядное устройство фирмы ОРЕОН ВЫМПЕЛ-55. очень подходит для зарядки акб СА-СА. Если приобретёте не пожалеете (не реклама)сам пользуюсь. В инструкции написано как пользоваться.
Купил сегодня вымпел, уже час стоит булькает :)
Хз кому верить . На других форумах указано , что напряжение выше 14,4в приводит к выходу кальциевых акб из строя . А тут аж 16,5 вольт .
Леонид прав,кальцевый аккумулятор любит большое напряжение,я заряжаю трансформаторным самодельным зарядником,даю 14.5в и в конце 16 в,ток сначала 5.5а и в конце он сам подходит к 0,сосед же свою мутлу заряжает 13,5в и у него даже не горит зеленая лампочка на корпусе аккума.
Чья Чьё надо не на форумах а на сайте производителя аккумулятора читать .
У меня немного б/у тюменский 55Ач кальциевый.
При зарядке до 14,8В ёмкость получается 35Ач (разряжал до 11,0В)
При зарядке до 16В — ёмкость 50Ач.
На мой взгляд, тут всё предельно ясно.
Ну и совершенно очевидно, что если у кого генератор выдаёт 13,8-14,0В, то такой аккумулятор никогда не зарядится в машине — таблетку надо менять, например, на трёхуровневый регулятор и выставлять там самый высокий уровень.
Наэтом сайте сказано:»… зарядить акб зарядным который выдает в конце заряда напряжение 16,2-16,5 в» На другом сайте:»Бытует миф, что кальциевые аккумуляторы нужно заряжать напряжением 15-16 В, однако, на деле, такая зарядка сокращает жизнь аккумулятора. Миф берет начало из старинного буклета «VARTA». Технологии изменились, новые исследования показали ошибочность этого вывода. «VARTA» не пыталась ввести покупателей в заблуждение, чтобы те чаще меняли батареи, поэтому в нынешней редакции правил зарядки кальциевых АКБ от немцев говорится:Для современных батарей со свинцово-кальциевыми сплавами рекомендуется заряд током 10% от номинальной ёмкости до напряжения 14,4В» Кому же верить
Леонид пров -напряжение при заряде АКБ кальций норма 16.1-16.5 вольт !!!
Леонид! многие пишут что напряжение 16.1-16.3 вольта опасно для VARTA . Немцы писали ЭТО давно для устаревших технологий- теперь мол пишут в инструкции для акб VARTA Ca|CA выпуска 2016 года заряжать напряжением 14.4 вольта=== ГДЕ Истина — как ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВИЛЬНО ЗАРЯЖАТЬ ИЗ ВАШЕГО БОЛЬШОГО ОПЫТА !
Анатолий, Леонид уже написал как правильно. Вы что еще хотите услышать?
Херня это все. На улице 2017 год. Купил аккумулятор ca/ca 75 Ach. Пусковой ток En750 A. В инструкции написано максимально допустимое напряжение зарядки 14.4 -14.6. заряжаю импульсной автоматической зарядкой ЗУ Einhell CC-BC 10 M New. Заряжает максимальным напряжением для лета 14.4 (мультиметр показывает 14.6) для зимы 14.7 (мультиметр показывает 14.9). Заряжает все четко. После зарядки 13.1 напряжение. Через день 12.9. При зарядке подкипаети при большом токе в конце первого этапа (напряжение растет постепенно). Потом догоняется малым током несколько часов. Короче, обязательное напряжение в 16.5 В и кипение аккумулятора — это все заблуждение и пиздеж
Заряжать 16в можно,са/са это терпит и немного уменьшается время заряда,но выкипает вода,а доливать некуда.А вот разрядив меньше 11в-получим после заряда 50% ёмкости.Если верить офф сайту варта-напряжение заряда должно быть 14.4в,а этот миф о 16в наверное не умрёт никогда…
Леонид абсолютно правильно написал о 16.5 в для 100% заряда Ca АКБ
Если шарите в елекронике зделайте стабилизатор тока на 2…3 А — лучший вариант
заряда и понаблюдайте за напряжением заряда Ca АКБ
через час заряда разряженного нового АКБ напряжение уже будет больше 15 В
и будет увеличиваться до стабилизации (16.5 — 16.8 В)- класика
а 14.6 в — только подзарядка до 50 % емкости
У меня Са аккумулятор. подсоединил обыкновенное ЗУ, выставил силу тока (1\10) 6А, померил напряжение на клемах — оказалось 16,2в. аккумулятор новый, просто решил проверить какое будет напряжение. аккумулятор был снят предварительно. так что не вредно будет ему от 16,2-16,5в.